Насколько важен, или же напротив – неважен бренд в малом и среднем бизнесе? Вопрос почти риторический, но если взглянуть на него с точки зрения практичности и целесообразности, то весьма актуальный.
Трудно представить крупную компанию без собственного лица. Но ведь все корпорации когда-то начинали с малого: первые компьютеры Apple собирались в гараже, фаст-фуд номер один McDonalds начинался с небольшого кафе в городке Сан-Бернандино (Калифорния). История знает немало примеров того, как благодаря грамотному брендингу продукт становился культовым в кратчайшие сроки.
Что ж, интриги не получилось, так как вы уже догадались, что качественный брендинг необходим любому коммерческому начинанию. Он словно «маркер», или лучше сказать – «входной билет», позволяющий перейти из любительской лиги в профессиональную.
Закончим с предисловием и перейдем к конкретике.
Что такое бренд, и как он создается?
С английского «brand» можно перевести, как клеймо или тавро что, в общем-то, соответствует современному значению этого слова. Часто между брендом и репутацией ставят знак «равно», так как в широком понимании эти значения объединяют признаки и ценности компании, которые она продвигает и отстаивает.
Бренд – нематериальный актив, способный генерировать множество физических последствий для бизнеса! Хороший brand:
- увеличивает стоимость компании;
- мотивирует сотрудников;
- привлекает клиентов, партнеров.
Это сумма репутации, фирменного стиля, рекламы, отзывов и мнений потребителей. Сильный бренд улучшает распознавание продукта, формирует доверие, создает материальную ценность.
Теперь, когда мы определились с перспективностью брендинга, рассмотрим базовые шаги в его реализации.
Шаг №1 Даем определение
Формирование «лица» компании начинается с ответов на пять вопросов
- Какова ваша миссия?
- Какую цель преследует компания?
- Какова ваша целевая аудитория?
- В чем заключаются основные характеристики фирмы?
- Почему клиент должен выбрать именно вас?
Запишите ответы, стараясь «развернуть» их как можно шире. Используйте ассоциации, параллели, вызывающие положительные эмоции. Постарайтесь абстрагироваться от статуса начальника, и взгляните на результат глазами клиента. Нравится? Значит, вы находитесь на правильном пути. Двигаемся дальше!
Шаг №2 Обдумываем логотип и цветовую палитру
Человеческий мозг крайне восприимчив к визуальным образам, поэтому данный этап считается наиболее ответственным. Цвет также важен, так как несет некое послание, ассоциируется с эмоциями. Вот несколько наиболее популярных ассоциаций:
- Красный – страсть, ярость, сила
- Зеленый – деньги, природа, дружелюбие, умиротворение
- Розовый – женственность, кокетство, нежность
- Синий – доверие, чистота, мир
- Черный – строгость, сила, надежность
- Белый – простота, чистота
- Оранжевый – здоровье, энергия, радость
- Коричневый – мужественность, природа, стабильность
Создание логотипа обычно доверяют профессиональным дизайнерам, и это правильно, ведь он создается на долгие годы. Лого представляет компанию на билбордах, в рекламных брошюрах, на визитках, продвигает в сети.
Шаг №3 Слоган
Слоган – фраза, связывающая название с брендом. На создание хорошего слогана требуется примерно столько же времени и сил, сколько и на создание логотипа. Главная проблема при обдумывании третьего шага заключается в том, что многие фокусируются на предлагаемом продукте, услуге, из-за чего загоняют себя в тупик. Лучше подумать о преимуществах, связанных с деятельностью. Хороший слоган служит кратким объяснением выбора. Возьмём в качестве примера удачных слоганов знаменитые Nike: “Just do it” и McDonalds: “Вот что я люблю”. Ёмко, информативно и понятно.
Шаг №4 Интеграция
После создания бренда нужно переходить к его интеграции, то есть донесению до потребителя. И в этой ситуации малый бизнес выигрывает, ведь сотрудники малых фирм чаще общаются с клиентами напрямую.
Обязательно следите за тем, чтобы работники придерживались брендинговой стратегии. Скажем, если вы продаете здоровые продукты питания, ваши сотрудники не могут заказывать в офис фаст-фуд, пахнуть чипсами или пить газировку на глазах у клиентов.
Удачный брендинг является основой для создания успешного сайта. Если логотип, слоган и стратегия прошли «полевые» испытания оффлайн, значит, есть все шансы на прирост аудитории за счет выхода на виртуальные широты.
В завершении дадим несколько советов. Маленьким фирмам стоит быть ближе к людям. Не давайте обещаний, которые не сможете исполнить, не пытайтесь казаться больше и круче, чем есть на самом деле. К примеру, очень странно и даже комично будет выглядеть местечковая компания, продающая корма для животных, и называющая себя как-нибудь в стиле «Королевские корма». Подобный кич только оттолкнёт потенциальных покупателей.