Зеркалами называется группа сайтов с единым, полностью продублированным контентом, которые находятся на разных доменах. Понятие знакомо вебмастерам, владельцам онлайн-ресурсов и специалистам, которые работают над оптимизацией сайтов, повышением их, безопасности или сталкивались с вопросом смены URL. В этой статье мы расскажем главное о понятии “зеркало сайта”, о его создании, настройке и проверке.
Как появляется зеркало сайта?
При создании веб-ресурса в автоматическом режиме формируются две его версии, доступные по разным адресам. Первый с обычным URL, второй с префиксом www. Поисковые системы рассматривают их как 2 разных сайта, несмотря на полное дублирование их содержимого.
Зеркалами также могут считаться сайты с:
- префиксами https и http;
- различными доменными зонами, но идентичным содержанием.
- различными названиями, но одинаковым наполнением.
Чем опасны непроработанные зеркала?
Почему так важно прорабатывать зеркала:
- Из всех зеркал, в индекс попадает только один из адресов – главный. Его нужно указать в ручном режиме. В противном случае алгоритмы поисковых систем, скорее всего, выберут основной домен самостоятельно. Ну а вы, по незнанию, будете тратить средства и время SEO-специалиста на продвижение не того ресурса.
Поисковые машины могут счесть идентичный контент, размещенный на сайтах-зеркалах, дублями. А уникальность контента – один из основных факторов, влияющих на позиции в выдаче. Последствия такой ошибки могут оказаться губительными. - Существование зеркал может стать “палкой в колесе” вашего SEO-продвижения. При закупке обратных ссылок некоторые из них могут ошибочно содержать альтернативные URL. А это значит, что наращиваемый ссылочный вес будет перераспределяться между ними, занижая реальные позиции.
- Сайт может стать объектом наживы для злоумышленников. Они создают клоны популярных ресурсов, стремясь переманить контент и сделать свои площадки главными версиями.
- Если у них есть доступ к панели вебмастера, они указывают свои ресурсы основными вручную.
По этим причинам важно обозначить главное зеркало ресурса и производить склейку зеркал.
Как находить главные зеркала
Если сайт уже существует какое-то время, а вопрос с зеркалами не решен, первое, что нужно сделать вебмастеру или оптимизатору – определить основной URL. В данном случае это тот, который попал в индекс.
Самый простой способ – ввести возможный “зеркальный” адрес в поиск Google. В индексе американского поисковика могут числиться как ресурсы с www, так и без него. Так что в данном случае рекомендуется проверять выдачу по каждому зеркалу отдельно.
Сначала вбиваем в строку поиска запрос типа: «site:msystem.ua». Затем: «site:www.msystem.ua».
Проверив все возможные версии, отмечаем ту, что получила большее число результатов. Она и будет главной.
Еще один вариант – использовать Яндекс.Вебмастер. Функционал сервиса предлагает инструмент «Добавить новый сайт».
Промониторьте все возможные для вашего ресурса варианты URL. Тот, что попал в индекс и, соответственно, считается главным, будет отмечен сообщением «URL уже проиндексирован».
Как произвести склейку зеркал
Если, осуществляя проверку зеркал через поиск Google или панель вебмастера, вы обнаружили в индексе страницы с несколькими доменными именами, значит поисковики не склеили зеркала. А значит, это нужно произвести вручную.
Также ручная настройка зеркал обязательна в следующих случаях:
- при настройке главной версии с www и без префикса;
- при переезде на иной доменный адрес, независимо от зоны;
- установке сертификата SSL;
- регистрации схожих адресов. Например, site.ua и sait.ua;
- покупке домена, адрес которого является кириллическим аналогом основного сайта. Например, сайт.юа и site.ua;
- резервировании доменов в разных странах;
- создании копии веб-ресурса на другом сервере или хостинге.
Понятие “склейка зеркал” подразумевает техническое объединение нескольких URL-адресов с целью обозначения основного зеркала.
- Устанавливаем переадресацию на уровне файла .htaccess.
- В Google Search Console добавляем новый сайт и подтверждаем права;
- Устанавливаем редирект;
При добавлении https-версии сайта нужно только установить 301-й редирект, в панели вебмастера никакие настройки корректировать не нужно. Google будет автоматически отдавать приоритет версии с https.
В случае с www теперь необходимо либо воспользоваться тегами canonical, или настроить 301-й редирект.
Аналогичным способом можно склеить зеркало сайта, которое образовалось в процессе переезда. Таким образом вам удастся передать все ссылочный вес и другие наработки старой версии сайта новой.
Как выбрать главный домен
Какой из доменов сделать главным? При выборе учитывайте следующие факторы:
- выбирая адрес без www или с ним, отдайте предпочтение тому, который уже проиндексирован и выдается пользователям в результатах поиска;
- если речь идет о проиндексированных ресурсах с разными доменными именами, то выберите тот, который получает высшие позиции в выдаче;
- обращайте внимание на читабельность адреса;
- если есть выбор, оставляйте старый домен;
- выбирайте доменное имя с хорошей историей.
Помимо ручной, целенаправленной склейки существует и склейка автоматическая. Поисковые машины автоматически склеивают зеркала сайтов, если система определила, что сайты с похожими доменными именами полностью или частично дублируют друг друга.
Как проверить склейку с основным доменом зеркал
Проверить склейку можно несколькими способами: вручную, при помощи спецсервиса Google, а также при помощи инструментов автопроверки. Рассмотрим их подробнее.
Для ручной проверки перейдите на главную страницу гугл-поиска и введите (пример) info:msystem.com и оцените результаты.
То же сделайте для адреса с префиксом www. Например, info:www.msystem.com.
Если вы получите результат и во второй раз, то значит ваш сайт доступен по разным адресам. Домен не склеен, потому что редирект не настроен.
Сервисы автопроверки:
- Xseo. Для проверки необходимо просто вставить ссылку на сайт в поле «Проверка склейки сайта».
- A.pr-cy.ru. Для проверки нужно добавить адрес в разделе “Санкции”.
Обнаружили автоматическую склейку? Перед тем, как провести правильную настройку, необходимо устранить автоматическую склейку, подведенную Google.
Как расклеить зеркала
Для успешной расклейки обязательно обновите контент на сайтах. В противном случае они в дальнейшем будут считаться аффилиатами. После этого действия расклейка может осуществиться автоматически.
Если этого не произошло, удалите настроенные редиректы и при необходимости отредактируйте данные о зеркалах в robots.txt.
Также соответствующие корректировки можно внести через настройки CMS сайта.
Определите сайт, который станет главным доменом. Факторы, которые помогут в выборе, описаны выше. На расклейку уходит примерно 1-2 недели.