Как правильно оформлять страницы пагинации (постраничной навигации сайта) и стоит ли закрывать их от поисковых роботов?
Если закрывать, то каким именно способом: canonical, robots.txt, meta robots?..
Если сохранить их открытыми, то что при этом нужно учесть?
Эти вопросы нередко вызывают споры между SEO-специалистами.
Предлагаем рассмотреть все возможные варианты.
Что такое пагинация и зачем ее нужно оптимизировать
Термин пагинация страниц каталогов или категорий сайта означает их постраничное разбиение и нумерацию. Она необходима тогда, когда все представленные посетителю продукты не помещаются на одной странице. Например, у вас есть интернет-магазин с 1000 товарных позиций. Пагинация позволяет с удобством разместить все товары в каталоге, разбивая его на страницы, скажем, по 24 товара на каждой.
Удобная постраничная разбивка улучшает юзабилити и положительно влияет на поведение пользователя на сайте.
Страницы разметки: главная страница, страница 2, страница 3 и т.д. - это и есть страницы пагинации, и, с точки зрения SEO, их нужно оптимизировать.
Неоптимизированная пагинация страниц приводит к формированию внутренних дублей и некачественных, с точки зрения поисковых роботов, страниц, что крайне негативно сказывается на ранжировании.
Итак, что такое правильная навигация сайта и как настроить ее так, чтобы она работала на SEO, а не вредила ему.
Вариант 1: Оставить страницы пагинации открытыми для индексации поисковыми роботами
В таком случае нужно выполнить ряд важнейших действий:
- Сформировать уникальные заголовки title для всех страниц пагинации.
Для этого достаточно правильно настроить мета теги пагинации - добавлять к тексту title первой (главной) страницы приставку “ - страница N”.
Пример.
Title первой страницы “Купить чайник в Днепре недорого - интернет-магазин Посудка”.
Title второй страницы “Купить чайник в Днепре недорого - интернет-магазин Посудка - страница 2”.
Title третьей страницы “Купить чайник в Днепре недорого - интернет-магазин Посудка - страница 3”.
И т.д.Есть и другой вариант оптимизации страниц пагинации - деоптимизация заголовка title. В качестве текста для него использовать только название категории и приставку.
Пример.
Title первой страницы “Купить чайник в Днепре недорого - интернет-магазин Посудка”.
Title второй страницы “Чайники - страница 2”.
Title третьей страницы “Чайники - страница 3”.Неоптимизированные заголовки последующих страниц становятся менее релевантными, не отвлекая внимание поисковых роботов от первой страницы.
Сопутствующие SEO требования к пагинации страниц:
- SEO-текст, размещенный на главной странице, должен оставаться только на ней и не дублироваться на последующих.
- Заголовок h1 можно продублировать для всех страниц пагинации. На ранжировании это никак не скажется.
- Атрибуты prev и next больше не используются: “поумневшие” после обновления поисковые боты Google и так отыщут следующие страницы, сканируя ссылки на странице, а Яндекс никогда данные атрибуты и не поддерживал.
- Метатег description можно оставить пустым, удалить или добавить в него приставку «- страница N», как и в title.
И еще, важно обратить внимание на URL страниц пагинации в SEO: страницы с приставкой page/1 (page=1, p=1, в зависимости от движка) не должно существовать. В противном случае последующие страницы будут считаться дубликатами. Первая страница — это главная страница категории без приставки в адресе, последующие страницы от page=2.
URL первой (главной) страницы пагинации site.ua/category/chajniki
URL второй (главной) страницы пагинации site.ua/category/chajniki?page=2
Вариант 2: Не допустить добавления страниц пагинации в индекс
Такой метод постраничной навигации для сайта можно реализовать несколькими способами:
Способ 1. В теории можно попытаться не допустить попадания страниц пагинации в выдачу через robots.txt. На практике - это худшее решение. В таком случае поисковый бот посетит только первую страницу и на этом остановится. Товарные карточки в глубине разметки, до которых не стал добираться бот, будут плохо индексироваться, но при этом в выдаче Google могут появиться ссылки на скрытые страницы.
Способ 2. Запрет на добавление страниц в индекс можно установить при помощи добавления тега <meta name="robots" content="noindex" /> на все страницы. Таким образом страницы будут скрыты от роботов, но ссылки на них не будут попадать в выдачу.
Мы предлагаем усовершенствовать этот метод, используя сочетание директив «noindex, follow». Смысл в том, что так бот поисковика не будет отправлять страницы в индекс, но сможет свободно перемещаться по ссылкам, которые размещены на данных страницах.
<meta name="robots" content="noindex, follow" />
Строка размещается в теле тега <head>.
Способ 3. Канонизировать главную страницу, установив на нее rel="canonical" со всех страниц постраничной навигации. Так боты будут обходить все ссылки на страницах разметки, но сами страницы в индекс не попадут.
Устанавливаем <link rel="canonical" href="https://site.ua/category/chajniki"/> на всех страницах пагинации.
Таким образом только первая, каноническая страница постраничной навигации по сайту будет участвовать в поиске. Страницы из глубины разметки будут продемонстрированы пользователю только если они более релевантны пользовательскому запросу, а их контент значительно отличался от контента канонической страницы во время сканирования ботом.
Вместо заключения
Итак, однозначного ответа на вопрос, закрывать ли страницы пагинации и сортировки в SEO от индекса, не существует. Все зависит от особенностей сайта, бизнеса, от релевантности страниц разметки и их трафика, ваших целей и т.д. В каждом случае SEO-специалист разрабатывает индивидуальную стратегию оптимизации.
Какую стратегию в оптимизации страниц пагинации e-commerce проектов чаще всего используем мы:
- Запрещаем ботам добавлять страницы пагинации (от page=2 и далее) в индекс, но не препятствуем свободному его перемещению для сканирования ссылок, используя <meta name="robots" content="noindex, follow" /> в теле тега <head>.
- Устанавливаем rel="canonical" на главную страницу каталога со страниц пагинации.
Это - достаточно просто и быстро. Вы же можете выбрать несколько видов навигации на сайте для внедрения в свой проект, протестировать их, проанализировать результаты и таким образом составить оптимальную стратегию оптимизации, которая эффективно сработает в интересах SEO.
Второй вариант - довериться профессиональным поисковым оптимизаторам и заказать SEO оптимизацию и продвижение в интернет-агенстве M. System.